Безопасность детей
Документы по антитеррористической защищенности
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
Обеспечение антитеррористической безопасности
ПАМЯТКА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение антитеррористической безопасности
- Первое правило: находясь в общественном месте (на улице, в парке, вокзале), обратите внимание на оставленные сумки, портфели, пакеты, свёртки или другие бесхозные предметы. В них могут находиться взрывные устройства.
- Второе правило: обнаружив забытую или бесхозную вещь, спросите у людей, находящихся рядом, не принадлежит ли она им. Попробуйте с помощью взрослых установить, кому она принадлежит или кто её мог оставить.
- Третье правило: при обнаружении подозрительных предметов немедленно сообщите взрослым или позвоните по телефонам экстренных служб: 112 (единый номер) или 102 (полиция). Не трогайте предмет, не пытайтесь его открыть или передвигать. Отойдите на безопасное расстояние и предупредите окружающих.
Функции руководителя
Руководитель учреждения, ответственные должностные лица дежурных структур в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта, персонала и посетителей обязаны:
- организовать совместно с правоохранительными органами систематическую подготовку персонала (сотрудников) по практическим действиям (по предупреждению ЧС, эвакуации, осуществлению мер личной безопасности, оказанию первой помощи и т.п.) в чрезвычайных обстоятельствах, вызванных террористическими актами и проявлениями экстремизма;
- организовать проведение более тщательного подбора и проверки кадров;
- установить режим контроля обстановки и пропуска на территорию объекта и в здание (здания) объекта для сотрудников и посетителей, ужесточить режим пропуска для посторонних лиц (возможно с записью фамилии, имени, отчества, номера документа, удостоверяющего личность в соответствующем журнале), не допускать на объект лиц с признаками наркотического и алкогольного опьянения, проявляющих неадекватное поведение и возможностью проявления агрессии;
- организовать ежедневный обход и осмотр территории и помещений объекта, в т.ч. периодическую комиссионную проверку складских помещений, с целью обнаружения подозрительных предметов и выявления средств терроризма;
- тщательно проверять поступающее на объект имущество, товары и т.п. на предмет наличия подозрительных предметов и выявления средств террора;
- организовать систематические инструктажи персонала учреждения о том, что запрещается проносить, принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи;
- разработать план оповещения при чрезвычайных обстоятельствах и эвакуации персонала, посетителей при угрозе совершения (совершении) террористического акта, а также проводить тренировки по плану;
- создать «Уголок обеспечения безопасности жизнедеятельности», в котором разместить, в числе других, материалы, памятки по обеспечению безопасности при угрозе (совершении) террористического акта в доступной форме для персонала;
- разработать и ввести нормативным документом объекта:
1. инструкции для ответственных должностных лиц объекта, постоянных дежурных, сотрудников охраны объекта по действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вызванных угрозой совершения (совершением) террористического акта;
2. порядок организации взаимодействия с указанием номеров телефонов территориальных подразделений ФСБ, У(О)МВД, МЧС, Роспотребнадзора, а также служб жизнеобеспечения населения, расположенных на территории муниципального образования;
3. порядок организации и средства оповещения сотрудников и посетителей при угрозе террористического акта (систему сигналов: звонков, при наличии в учреждении радиотрансляции - заранее записанных на аудионоситель текстов объявлений спокойным голосом о необходимости, в связи с чрезвычайными обстоятельствами, немедленно, организованно и без паники покинуть здание объекта по эвакуационным маршрутам через аварийные выходы и собраться в определенном, заранее запланированном месте, на безопасном расстоянии);
4. расположение в здании (помещениях) и на территории объекта предупреждающие и запрещающие знаки, таблички: «Не подходить», «Не трогать», «Опасно для жизни», «Проход запрещен», «Проезд запрещен», «Стоянка запрещена», «Не пользоваться открытым огнем», «Не курить», «Не включать», «Работают люди», «Не пользоваться мобильным телефоном и средствами радиосвязи», «Санитарная зона» и т.п.;
-подготовить и содержать в готовности средства индивидуальной защиты;
- организовать совместно с сотрудниками У(О)МВД и ГИБДД места парковки автомобилей не ближе 50 м. от объекта;
- освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные площадки, аварийные выходы, где расположены технические установки;
- контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами объекта;
- довести до всего персонала, ответственных лиц, сотрудников службы охраны номера телефонов территориальных правоохранительных органов (дежурные: ФСБ, УВД-ОВД, МЧС, ЕДДС муниципального района, Комиссии по чрезвычайным ситуациям и антитеррористической комиссии муниципального района, по которым необходимо ставить их в известность при обнаружении подозрительных предметов или угрозе совершения (совершении) террористического акта. Разместить эти номера телефонов на постах дежурных служб объекта, охраны и ответственных лиц за вопросы ГО и ЧС (безопасности) объекта.
В соответствии с законодательством руководитель учреждения несет персональную ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников.
Деятельность ответственных за антитеррористическую безопасность
- анализ информации о возможных террористических актах на территории, которые могут повлиять на жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников учреждения;
- координация деятельности учреждения с органами исполнительной власти и силовыми ведомствами, осуществляющими борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности действий по предупреждению проявлений терроризма и обеспечения безопасности;
- планирование и осуществление мероприятий, направленных на противодействие терроризму и обеспечение безопасности жизнедеятельности учреждения;
-выработка предложений по совершенствованию системы мероприятий по противодействию терроризму и обеспечению безопасности учреждения.
В комплекс предупредительных мер входят:
- воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) посторонних лиц;
- выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов, а также признаков подготовки или совершения террористического акта;
- пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
- сведение до минимума возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
- обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Действия при подозрении на вероятность теракта
1) Находясь в общественном месте (улице, парке, вокзале), совершая поездки в общественном транспорте, обращай внимание на оставленные сумки, портфели, пакеты, свертки или другие бесхозные предметы. В них могут находиться взрывные устройства.
2) Обнаружив забытую или бесхозную вещь, спроси у людей, находящихся рядом, не принадлежит ли она им. Попробуй с помощью взрослых установить, кому она принадлежит или кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщи об этом.
- в первую очередь и в обязательном порядке нужно позвонить в полицию по телефону 02.
- если предмет обнаружен в транспорте (машине, автобусе, поезде) поставь в известность водителя и кондуктора.
3) Если подозрительный предмет найден в учреждении, то о находке обязательно должен быть оповещен руководитель учреждения.
4) Ни в коем случае не пытайся самостоятельно исследовать находку. Взрыватель может вызвать срабатывание взрывного устройства при любом внешнем воздействии: нажатии, ударе, прокалывании, трении, нагреве, снятии нагрузки, даже просвечивании ярким светом.
5) Если ты видел, кто оставил подозрительный предмет, запомни, как выглядит этот человек, куда он пошел. Попроси охранника принять меры к его задержанию.
6) При проведении эвакуации из здания напомни ответственному сотруднику администрации учреждения о том, что необходимо отключить электричество, электроприборы, перекрыть водопровод и систему отопления. Двери и окна нужно оставить открытыми – это уменьшит силу взрывной волны. Эвакуируясь, нужно опасаться падения штукатурки, арматуры, шкафов, полок, держаться в стороне от окон, застекленных дверей, зеркал, светильников.
При обнаружении постороннего предмета тебе необходимо:
- не трогать, не вскрывать и не передвигать находку;
- сохранять спокойствие, помнить о том, что твоя нервозность, растерянный вид или неадекватные действия могут послужить причиной паники среди окружающих;
- зафиксировать (запомнить или записать) время обнаружения, принять меры к тому, чтобы люди отошли как можно дальше, отойти самому;
- обязательно дождаться прибытия полиции, МЧС, ФСБ и предельно точно и четко сообщить имеющуюся информацию.
- строго выполнять указания работников администрации учреждения и сотрудников правоохранительных органов.
Знай, что в качестве камуфляжа для взрывных устройств могут использоваться обычные сумки, пакеты, свертки, коробки - предметы, нахождение которых в общественном месте не вызывает подозрений. Часто бомбу маскируют под сотовые телефоны, мелкую бытовую технику, игрушки, футбольные мячи и т.п. Расчет террористов безжалостен и прост: при виде таких бесхозных вещей у людей, а особенно у детей, возникает соблазн взять их в руки. Совсем не обязательно признаком взрывного устройства являются торчащие разноцветные провода и громко тикающий часовой механизм, как это часто показывают в кино. Столь явные признаки – скорее всего результат чьей-то глупой шутки. Террористы же, как правило, гораздо коварнее и изобретательнее. Тем не менее, самый простой взрыватель делается из обыкновенного будильника. И в этом случае необходимо принимать все меры безопасности.
Не случайно сотрудники полиции, пожарные, спасатели со всей серьезностью относятся к любым сообщениям о заложенных взрывных устройствах и тщательно проверяют информацию. Лучше тысячу раз перестраховаться, чем один раз совершить роковую ошибку. А «телефонные террористы» понесут заслуженное наказание. При помощи современной техники, имеющейся на вооружении спецслужб, найти таких «шутников» не составляет особого труда.
Помни, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для жизни!
При поступлении угроз по телефону следует:
- попытаться запомнить весь разговор и сразу записать на бумаге; если это возможно, записать номер звонившего;
- во время разговора постараться определить пол либо возраст звонившего, какие-то особенности речи;
- запомнить особенности звукового фона во время звонка – шум поезда, голоса людей и т. д.;
- записать время разговора; сразу после звонка сообщить о нем в полицию;
- не нужно класть телефонную трубку после окончания разговора.
Организация безопасности в праздничные дни включает:
- проведение внепланового инструктажа сотрудников;
- усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
- дежурство сотрудников на этажах, лестницах, в столовой;
- ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
- контроль за работой охранников; своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.
Работа с воспитанниками
В беседах с воспитанниками им необходимо объяснять:
- нельзя трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
- нельзя брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
- нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Формы работы с детьми
Для обеспечения эффективной защиты учреждения от террористической угрозы большое значение имеет работа с детьми. Конечно, трудно объяснить ребенку необходимость следования правилам безопасности, не пугая его. Нужно постараться сделать это в мягкой форме или с помощью игровых ситуаций. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях. К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Антитеррористическая безопасность в детском саду может включать также дополнительные мероприятия в соответствии с планом учреждения.